Seiko Spring Drive: кварцевая механика
Точные и вечные
С момента основания фирмы Seiko, руководитель Кинтаро Хаттори и его последовали, пытались достичь одну единственную цель – создать действительно «образцовые» часы, которые были бы просты в обращении, рациональны в производстве, эргономичны и точны в технических характеристиках.
Первая революция
Первые наручные кварцевые часы под названием Aston, выпущенные в 1969 году, свершили прорыв в изготовлении механизмов и полностью изменили расстановку сил на часовом рынке, выведя Японию на первую позицию. Но было бы не правильно считать, что Seiko сделали прорыв и на этом их изобретения закончились. Созданием механизма работающего от батарейки стало лишь первым шагом в этой революции.
Ведь кварц придумывали не для того, чтобы заполонить мировой рынок массовой и дешевой продукцией с конвейера. Инженеры Seiko стремились при помощи кварцевого генератора повысить не только точность, но и надежность ходиков. В новых моделях погрешность хода, в сравнение с механическими, была минимальной. А отсутствие уж очень хрупкого баланса предполагало более высокую ударостойкость. Единственным слабым звеном кварца был источник питания, так как первые батарейки были довольно большими, стоили дорого, и садились быстро. Но технический прогресс не стоит на месте, поэтому спустя два года, те же инженеры Seiko разработали и довели до совершенства «питательные таблетки», которые мы можем наблюдать в современных часах. А в далеком 1969 году первой кварцевой модели Aston было очень уж нелегко.
Вторая революция
Этапом номер два к точным и надежным механизмам стало изобретение Kinetic, на который Seiko сконцентрировал внимание в конце 80-х. Принцип механизма был прост – пружина в механических часах была заменена аккумулятором, который заряжался от движения руки. Такая разработка привела к появлению модели 9T82 Kinetic Chronograph из известнейшей коллекции Sportura. Но при создании механизма Kinetic, часовщики трудились параллельно над созданием альтернативы – Thermic. Это довольно интересная технология – часы с батарейкой, которая заряжается от человеческой температуры тела.
Третья революция
На этом фоне, в Базеле в 2002 году дебютировал Spring Drive, и стал настоящей сенсацией. Японские часовщики, без зазрения совести опять опередили весь мир. Пока швейцарские и европейские коллеги боролись за продление «жизни» батарейки, разработчики Seiko трудились над совершенно новым типом механизма - Spring Drive – калибр 7R68. Найденное инженерами техническое решение стало революционно новаторским, то есть они объединили под собой два механизм кварц и механику.
На первый взгляд Spring Drive – это классические механические часы с ручным заводом на 72 часа, календарем и супермодным ныне индикатором запаса хода. Но стоит перевернуть часы и через прозрачную заднюю крышку становиться виден механизм, но он не похож ни на какой. Дело в том, что в новом механизме распускание заводной пружины контролирует не механический узел спуска, а электронный модуль, что обеспечивает ходикам небывалую до этого момента точность хода в +/- 15 секунд в месяц! Электронная схема, с низким потреблением тока, питается от электронного генератора, который получает энергию от заводной пружины. Таким образом, впервые в истории бренд Seiko создал кварцевые часы, в которых отсутствует батарейка или аккумулятор.
Дизайну первой модели уделили очень много внимание – классический круглый корпус из нержавеющей стали (первая лимитированная коллекция была в корпусе из белого золота), строгий циферблат, сферическое сапфировое стекло, присутствовало окно даты и индикатор запаса хода, модель выпустили сразу и на стальном браслете и на кожаном ремешке. Именно с модели Seiko Spring Drive 7R68 началась новая эра часов.
Возможно, в скором времени на часовом рынке кварцево-механические часы станут лидером среди продаж, но самая первая революционная модель так и останется в истории пионером в своем классе. И подобно своему старшему «собрату» Seiko Aston 35SQ займет почетное место в коллекциях и музеях.
Схема работы Spring Drive
Принцип работы не такой уж и сложный, как кажется на первый взгляд:
-
1) источником энергии является единственная движущая сила, и это заводная пружина.
2) сила пружины при помощи зубчатой передачи передается на стрелку и Tri – синхронный регулятор.
3) Tri – синхронный регулятор контролирует колесо скольжения и стрелку при помощи электромагнитного торможения.
Таким образом, Tri – синхронный регулятор выпускает и управляет механической, электрической и электромагнитной энергией, вырабатываемой пружиной. Все детали, кроме ротора автоподзавода вращаются в одну сторону, из-за этого стрелки «идут» плавно, без рывков и сами производители называют этот механизм «Тихое вращение».
А Tri – синхронный регулятор – это регулятор, который:
- во-первых - контролирует механическую энергию пружины;
- во-вторых – преобразует небольшую часть данной энергии в электричество, которое питает кварцевые кристаллы;
- в-третьих – создает магнитный резонанс, регулирующий скорость скольжения колеса.
Поэтому, из-за того, что регулируется три формы энергии, этот регулятор получил такое интересное название.