Лови весенние скидки до -30%!
Перезвоните мне
Пн-Пт: с 10:00 до 19:00; Сб-Вс: выходные

Швейцарские часы и Swiss Made: одно и то же или нет?

Настоящие швейцарские часы считаются эталоном точности. Они вызывают доверие покупателей по умолчанию. Дело в высоких стандартах качества, которые проявляются на всех этапах изготовления и эксплуатации изделий. Заветная надпись Swiss Made («Сделано в Швейцарии») – имя нарицательное. Естественно, ее хотят использовать производители, которые хоть каким-то боком имеют отношение к часовому производству горной страны.



Но маркировку разрешено применять не всем. Ее ставят только на брендовые швейцарские часы, соответствующие определенным параметрам. Есть закон, регулирующий требования к хронометрам, на которых можно писать Swiss Made. В него периодически вносятся правки и дополнения. Далеко не на всех ходиках разрешается использовать эту лейбу.


Закон 232.119 и предпосылки к его изданию

Часовые торговые знаки в Швейцарии регулируются законом 232.119 «О защите марок и надписей о происхождении», принятым в 1971 году. Существенные правки в документ вносились в 1992-м и 2017-м. Он оговаривает, что такое истинно швейцарские ходики (Swiss Made). Также документ описывает, что такое часы со швейцарским механизмом (Swiss Movement), когда разрешается применять термин Swiss и родственные ему.

Стоит отметить, что значительная часть продукции, которая производится в стране, не соответствует требованиям закона. Производители могут называть ее швейцарской, но не имеют права ставить определенные гравировки на корпусах. На территории страны зарегистрировано от 1900 до 2000 часовых производителей. И только чуть больше 200 из них могут гравировать клеймо Swiss Made. С чего все начиналось и в чем специфика требований к изделиям?



Швейцария стала играть роль ведущего часового производителя на мировой арене в середине 17 века. До этого больше всего славились французские часовщики, не отставали от них и немецкие. Часовые мастера из Франции были, в основном, протестантами. Когда в стране начались войны между представителями протестантизма и католицизма, многие часовщики вынуждены были переселиться в соседнюю страну. Она благоприятствовала развитию часового дела.

К 18 веку конкуренция среди мастеров усилилась. К 19-му веку в США на механизированных мануфактурах начали делать дешевые ходики. Это стало возможным благодаря штамповке деталей на станках. В то же время Швейцария пыталась акцентировать внимание на точности своих изделий. Необходимо было как-то по-особому маркировать продукцию, чтобы она выделялась из общей массы.



Так, в 1880-м году страна приняла закон о торговых знаках. Считается, что маркировка Swiss Made впервые появилась в апреле 1880г. Именно тогда многие производители зарегистрировали свои бренды по новым требованиям. Закон не оговаривал четко требования к фирмам, которым разрешается использовать этот знак. Значительную роль играла репутация изготовителя. Основные языки в Швейцарии – немецкий и французский. Написание было намеренно англифицировано, чтобы его смогли понять везде.



Если есть законодательный акт, то найдутся и уловки для его нарушения. Чтобы избежать дискредитации швейцарской продукции, нужно было конкретизировать и четче оговорить требования к ним. Именно для этого 23 декабря 1971 года и был принят закон, устанавливающий требования к изделиям, которые по-настоящему можно отнести к Swiss Made.


Требования к истинно швейцарским хронометрам

Чтобы получить право использовать маркировку, свидетельствующую об истинно швейцарском происхождении, надо выполнить определенные условия. Они касаются механизма, места изготовления запчастей, сборки и контроля качества хронометра. В законе оговариваются минимальные требования.

Гравировка Swiss Made ставится, если одновременно выполнены три условия:

  1. в ходиках используется швейцарский механизм;
  2. он установлен на изделие в Швейцарии;
  3. финальная проверка выполнялась в этой же стране;
  4. доля швейцарского участия в изготовлении запчастей должна составлять 60% (нововведение с 01.01.2017 г.).

В законе не сказано, это должны быть механические часы или кварцевые. Они могут быть любыми. Обратите внимание, что раньше не оговаривалось, где должны быть сделаны остальные детали, кроме механизма.



Некоторые бренды использовали высококлассные калибры, но запчасти устанавливали китайские. Формально они соблюдали закон. Но более добросовестные производители, недовольные таким подходом, выступали за ужесточение законодательства. По их мнению, азиатские запчасти имеют свойство негативно сказываться на точности хода и общем качестве продукции.

В 2007 году Федерацией швейцарской часовой промышленности (Federation of the Swiss watch industry) была подана инициатива ввести квоту на использование 60% местных деталей. Ее рассмотрение затянулось, так как многие марки считали, что нововведение снизит конкурентоспособность их товаров. Но наконец-то в 2013 году были приняты, а с 01.01.2017 г. в силу вступили изменения, ужесточающие использование торгового знака.

Есть еще такое понятие, как часы со швейцарским механизмом (Swiss Movement). Это тоже на 100% официальная маркировка, соответствующая законодательству. Она подразумевает, что механизм:

  • собирался в Швейцарии;
  • прошел контроль качества в этой стране;
  • 60% и более затрат на изготовление запчастей (не считая стоимости сборки) понесено тоже в Швейцарии (изменение с 01.01.2017 г., до этого было 50%).

В законодательном акте четко оговорено, что слово Movement должно писаться полностью. То есть сокращать до Movt, как иногда делают, не допускается. Обозначение Movt не свидетельствует о подлинности и происхождении механизма.



Согласно закону, слова Switzerland, Swiss и их комбинации с другими могут использоваться, только если изделие или механизм сделаны в Швейцарии. Надписи могут касаться и других запчастей. Но ставить их надо в месте, невидимом покупателю. Разрешается использовать Swiss рядом со словами Style, Type, Form. Название на корпусе должно соответствовать тому, что внесено в документы и на коробку.



Иногда надпись переводят на другие языки, это допускается. Тогда она может приобретать вид Suisse, Produit Suisse, Fabrique en Suisse и Qualite Suisse. Эти гравировки тоже могут ставиться только на те изделия, окончательная сборка которых производилась в Швейцарии. Обратите внимание, что не принято писать Made in Switzerland. Обычно такие слова – признак подделки.



Еще несколько слов о маркировке

Перечисленные лейбы ставятся методом гравировки на задней крышке часового корпуса. Есть и другие виды надписей, которые могут многое рассказать о хронометрах. Например, некоторые самые известные швейцарские часы полностью производятся в Швейцарии, чтобы гарантировать соблюдение технологии. Но официальную маркировку они могут и не использовать. Зато некоторые применяют слово Geneve, которое проставляется на циферблате (а не на задней крышке) под названием производителя.



Geneve значит, что изделие изготовлено на территории кантона Женева. Обычно маркировку используют производители со стабильно высокой репутацией. Кое-где пишут, что обозначение сигнализирует о подделке, но это вовсе не так. На механизмах иногда ставятся надписи Poincon de Geneve либо Geneva Seal («женевское клеймо»). Они говорят о точности и высокой надежности калибров и проставляются после прохождения сертификации.

Другая маркировка, которая сообщает о высоком качестве:

  • Qualite Fleurier – часы протестированы и получили сертификат независимой организации Fleurier Quality Foundation («Фундация качества Флерье»). Это надежные, долговечные, высокоэстетичные и часто дорогие изделия, на 100% сделанные в Швейцарии. Организация создана в 2001 году совместными усилиями таких авторитетных брендов, как Chopard, Bovet Fleurier, Parmigiani Fleurier и Vaucher Manufacture Fleurier.


  • COSC – высокоточные хронометры, протестированные Contrôle Officiel Suisse des Chronomètres.


Встречается еще надпись Swiss Quartz. По смыслу она соответствует словам «Свисс Мейд», но не Swiss Movement. Кстати, если гравировка Swiss Made стоит на браслете, то в Швейцарии сделан только он, а не часы полностью. То есть стоит обращать внимание и на положение надписи.



Используются также надписи Swiss Wristlet/Case/Dial/Parts (швейцарский браслет, корпус, циферблат или запчасти). Они не гарантируют того, что изделие соответствует высоким канонам качества. И касаются только происхождения отдельных частей, но не всей часовой «начинки».


Все ли часовые марки соблюдают требования законодательства

Во-первых, далеко не все бренды, которые называют себя швейцарскими, относятся к Swiss Made. Некоторые используют механизмы ETA и Ronda, но сборку производят на фабриках в других странах. Такие бренды могут называть себя швейцарским, но ставить лейбу Swiss Made не имеют права.

С другой стороны, есть Hamilton – изначально американская марка, перекупленная швейцарцами. На ее продукции ставится клеймо Swiss Made, потому что ходики на 100% соответствуют требованиям закона 232.119. В нем ничего не говорится об историческом происхождении бренда.



Во-вторых, в частных коллекциях есть много изделий, изготовленных до 1971 года. На них может стоять клеймо, подтверждающее «истинную швейцарскость» (такой термин применяет Федерация). Но не факт, что эти хронометры формально будут соответствовать букве современного законодательства. Опять же, с другой стороны, часто их характеристики бывают выше установленных законом.

Как разобраться, куда относить производителя, и имеет ли он право использовать заветную гравировку? Все просто. Можно зайти на сайт уже упомянутой Федерации часовщиков. Там в разделе Links приведены бренды, имеющие право использовать гравировку Swiss Made. Это самая верная возможность распознать ту самую «швейцарскость».



Требования к товарному знаку ужесточаются, чтобы защитить интересы потребителей во всем мире. Кстати, подобные высокие стандарты устанавливаются только по поводу двух видов продукции из Швейцарии – часов и косметики.

Опубликовано 11.07.2019