Хронограф

Хронографы: шаг за шагом

Стоит произнести слово «секундомер» или «хронограф», как перед глазами возникает образ человека в спортивной форме, стоящего на старте, либо финише, спортивного забега и нажимающий кнопку хронометрического инструмента. И вряд ли кто подумает о том, что приборы, способные замерять короткие интервалы времени, существуют около 200 лет.

Маятниковый секундомер и «самописец времени»

Джордж Грэхэм – английский часовой мастер в 20-е годы XVIII века представляет маятниковый аппарат, который измеряет промежуток времени с точностью до 1/16 секунды. В четвертях секунды маятник отбивал такт, и это все отображалось на циферблате. Но такой секундомер был недостаточно точным – на «стопе» часы сбивались, и показывали неверное время.

С начала XVIII века в Европе человеческий труд заменили машинами, таким образом, возникла необходимость в точности измерения все более коротких промежутков времени, для того чтобы наладить производство и уменьшить количество брака. Мастера-наладчики следили за работой машин, при этом, чтоб не выйти из графика выполненных работ, надо было точно знать, сколько времени уходит на одну операцию, и правильно рассчитать требуемое время. Так в конце XVIII столетия часовые мастера представляют карманные часы с возможностью точного измерения любого отрезка времени. Недостаток был в том, что отсчет времени осуществлялся секундной стрелкой, а когда стрелку останавливали, останавливался баланс, а с ним и весь механизм.


Термин «хронограф» - состоит из двух греческих слов «Chronos» - время и «Grapho» - писать, что никак не соответствует сегодняшнему названию, я бы назвал более подходящим именем «хроноскоп» - «видящий время» - часы показывают нам некоторый промежуток, но ничто при этом не записывается, в отличие от некоторых моделей часов с электронной индикацией.

Но в далеком 1821 году, хронографы действительно записывали время, поэтому Матье Рьёссек дал им такое название. Это прибор при помощи двух стрелок ставил чернильные отметины на циферблате. В конце нижней стрелки располагался чернильный резервуар, над ней находилась вторая стрелка, которая при «старте» и «стопе» своим острием дотрагивалась до чернил и оставляла точку. Большой минус – отсутствовал механизм возврата к нулю. Но в 1832 году Рьёссек все-таки запатентовал свое изобретение.

Назад и снова вперед

Если сегодня нажать на кнопку возврата к нулю, стрелки прыгнут и в мгновения ока займут исходное положение. При использовании моделью Рьёссека приходилось дожидаться, пока стрелка сама вернется к нулю. Мысль о «прыжковом» возврате к нулю пришла только через 30 лет часовому мастеру Адольфу Николю. Но перед этим произошло несколько довольно интересных открытий. Фредерик Луи Фаттон, часовых дел мастер из Лондона, изобрел в 1822 году способ автоматической записи физических опытов. Процессами, которые нужно было замерять, управляли часы, а полученные результаты регистрировали специальные записывающие устройства, которые приводились в действие часовыми механизмами.

Тем временем австриец Иосиф Таддеушь Виннерль работал над механизмом, который сегодня известен как сплит – хронограф. Его изобретение значительно повлияло на дальнейшее развитие хронографов. Виннерль обучался часовому искусству в Австрии и Дании, а в 1829 году приехал в Париж, и нанялся в ученики к великому Аврааму Луи Бреге. Учеба у мастера не прошла даром – набравшись опыта, часовщик открывает свое дело.


В 1831 Виннерль представляет миру карманные часы с секундными стрелками, которые можно было останавливать независимо от часового механизма. И механизм был устроен так, что при нажатии один раз на кнопку «стоп», прекращала свой ход первая секундная стрелка, а при втором нажатии – другая. Таким образом, можно было засекать двойной промежуток времени. Но недостаток всех первых сплит – хронографов: стрелку невозможно было просто перевести на «ноль». Нужно было или подождать, пока она не пройдет мимо соответствующей метки, или начинать замерять время с любой отметки на циферблате – во всех случаях обращение с секундомером было до безумства не удобным.

Это обстоятельство побудило швейцарца Адольфа Николя продолжить разработку механизма хронографа.

Дела сердечные

Адольф Николя был известен в западной части Швейцарии как замечательный часовой мастер, знавший толк в изготовлении часовых механизмов. В 1844 году он падает заявку на патент новой детали Chronographenherz(сердце хронографа). Это стальное сердце впервые позволило возвращать стрелку хронографа в исходное положение, не дожидаясь, пока стрелка доберется до исходного пункта, двигаясь с обычной скоростью. За это изобретение мастер получил звание «Отец хронографа».

В 1862 году появляются первые хронографы, с которыми современные имеют много общего. Но, весь механизм секундомера находился с циферблатной стороны часов. У первых моделей вся механика была чувствительной к различным негативным воздействиям, и в случае необходимости часовой мастер вынимал из корпуса механизм целиком. Это занимало очень много времени и приносило неудобство часовщику. Этот просчет дал еще одному часовщику прославиться и приложить руку к «эволюции» хронографов. Этого мастера зовут Август Бод – он первый поместил всю установку часового механизма с другой стороны – над мостами и кронштейнерами, таким образом, облегчил доступ к механизму. Так, в 1880 году Бод придал окончательную форму механизму хронографа, которая применяется до сегодняшнего дня.


Спустя 150 лет часы с функцией хронографа приобрели свой настоящий вид, который мы можем наблюдать на своем запястье в наши дни. Изобретательская работа над хронографами была завершена к концу XIX века. А потом началась новая ступень совершенствования – уменьшение размера механизма. Именно с нее начался переход от карманных к наручным часам.

Секундомер на запястье руки

Этот переход происходил в 2 этапа: - Вначале изменились корпусы карманных часов - их дополнили кожаными ремешками. - Вторым шагом было уменьшение непосредственно часового механизма.

В 1909 году часовая фабрика A Ducommun – Muller одна из первых подала в швейцарское ведомство по авторским правам заявку на патентование наручного хронографа. За ней последовали Самуил Жаннер, который заявил весной 1910 года о часах с 30-минутным счетчиком. Movado, Omega и Ulysse Nardin представили свои первые хронографы в 1912 году. Всех их объединяла одна кнопка, которая отвечала за «пуск», «стоп» и «сброс».

В 1923 году Breitling предоставляет усовершенствованный механизм – разделенные кнопки «старт - стоп» и «сброс». Но как бы часовщики не модернизировали часы, хронографы приобрели популярность только в конце 30-х начало 40-х годов, в период совпавший с началом Второй мировой войны. Сначала спортсменам, потом военным понадобились часы, позволяющие замерять отдельные участки времени. В 1933 году фирма Universal представляет первый защитный от попадания влаги наручный хронограф. В 1937 – первый хронограф с 12-часовым счетчиком.

Гонки за первенство в автоматике

Однако в гонке усовершенствования хронографического механизма в различных версиях отсутствовал механизм автоподзавода. В 60-е года 4 фирмы объединяют свои силы в выпуске такого механизма – G. Leon Breitling, Heuer-Leonidas, Hamilton-Beben и Dubois Depraz. Как бы они ни старались быть первыми в мире, но все-таки опоздали – 3 марта 1969 года появляется Callibre II Chronomatik, а тремя месяцами раньше 10 января Zenith-Movado презентовал свой собственный автоматический механизм - El Primero. И тут началась гонка по усовершенствованию разными производителями.

В этом мире много нового

Интерес существует до сегодняшнего дня, за последнее десятилетие появилось ряд новых образцов хронографов, над созданием которых усердно трудятся десятки часовых мастеров.

Каждая уважающая себя часовая марка имеет в своей коллекции часы-хронографы. Дополняя особыми функциями, чтоб только их часы выделялись на фоне других. Ведь чем больше функций, тем больше ценятся часы, и тем выше их стоимость. Имеют уважение, как у коллекционеров, так и у людей, для которых важна каждая секунда.

Опубликовано 27.06.2013


(044) 361-37-43
(067) 706-33-63
(066) 179-44-49
(063) 208-88-94
Обратный звонок
Пн-Пт 10:00-19:00
Сб-Вс Выходные