Автоподзавод в механических часах

Автоподзавод (автоматические часы, часы automatic) – система, позволяющая часам подзаряжаться тогда, когда двигается запястье их владельца. Она более удобна, чем обычная механика, которая подзаводится с помощью заводной головки (ремонтуара).



Формально, автоматический завод – это усложнение, которое упрощает жизнь. Оно используется с 1777 года и было придумано в Невшателе (одном из швейцарских кантонов) часовщиком Авраамом-Луи Перелле. С тех пор конструкция практически не претерпела изменений. Благодаря ей, часы с автоподзаводом называют «вечным двигателем».

Где используется и для чего служит

Задача механизма – сделать так, чтобы в процессе эксплуатации часы не нужно было заводить. То есть вообще переживать, что однажды они остановятся. Однако на таких моделях все равно есть заводная головка. Она используется для подзавода, если изделие долго лежит. Кстати, есть специальные шкатулки с виндерами, работающими от сети – они не дают часам остановиться. Но в них нежелательно постоянно хранить изделия, лучше позволять последним самостоятельно остановиться.



Автоподзавод – важнейшая характеристика механизма и один из определяющих моментов при покупке часов. Ошибиться тут сложно: есть изделия на механике, с автоподзаводом, кварцевые (на батарейке) и на солнечных батареях.

Принцип работы

Технически автоподзавод – это маятник (эксцентрик), который перемещается во время движения руки и подзаводит пружину. Часовщики называют этот эксцентрик сектором или ротором. Визуально он напоминает пластину с легкой основой и накладкой в форме сектора из довольно тяжелого вольфрамового сплава. Например, в часах с прозрачной задней крышкой эту пластинку можно отлично рассмотреть. Центр тяжести ротора смещен книзу, при движении руки он движется и приводит в работу систему шестеренок, через которую накручивается пружина.

Из-за конструктивных особенностей модели с автоматическим заводом толще и тяжелее механических. Их использование теряет смысл для малоподвижных людей, а также тех, кто прикован к постели или инвалидному креслу.

Интересные факты

Изделия с автоподзаводом могут остановиться. Это происходит, если они долго лежат без движения. Может выйти из строя система маятника – например, из-за удара или падения. Случаются остановки из-за проникновения влаги. Стрелки не идут? Не надо самостоятельно разбирать механизм, лучше сразу отнести его в сервисный центр.



Если нужно подзавести вручную, лучше делать это не на руке и избегать излишнего давления на заводную головку. Стоит крутить ее на 8-10 оборотов, но нежелательно делать больше 20.

Примеры

Моделей с автоподаводом – великое множество. В сегменте средней ценовой категории их в 3-4 раза больше, чем чистой механики. Есть они у швейцарских, японских и других производителей. Например, у Aerowatch (36923.JA03, 70930.AA03), Adriatica (ADR 2804.52B3A), Edox (85014 37R GIR), много вариантов у Certina (C006.407.16.088.00), Hamilton и Orient.



Почему автоматика гораздо удобнее механики

Автоматический завод положительно сказывается на точности, так как пружина постоянно находится в рабочем, взведенном состоянии и практически никогда не расслабляется. В этом заключается одно из важных достоинств часов с автоподзаводом: они точнее механических с ручным заводом. Последние могут чуть замедляться, если заряд пружины на исходе.



Если часы никогда не останавливаются, значит, не получится потеряться в числах и днях: календарь и другие индикаторы будут работать стабильно, а дата всегда останется актуальной. В моделях с ротором нужно реже откручивать заводную головку, что уменьшает вероятность попадания пыли и влаги в механизм.

Для изготовления ротора используются достаточно дорогие материалы, что удорожает изделие. Однако такова плата за удобство и возможность не думать постоянно о подзаводе. Модели с автоматическим заводом – наиболее практичные и распространенные среди механических часов.

Опубликовано 12.01.2019


(044) 361-37-43
(067) 706-33-63
(066) 179-44-49
(063) 208-88-94
Обратный звонок
Пн-Пт 10:00-19:00
Сб-Вс Выходные