Лови весенние скидки до -30%!
Перезвоните мне
Пн-Пт: с 10:00 до 19:00; Сб-Вс: выходные

Хронограф

Хронограф – очень популярная функция у современных ценителей часового искусства. Но ещё более интересен тот факт, что многие, покупая часы с хронографом, особо не используют этот инструмент в повседневной жизни. Секрет данного противоречия рассмотрим немного позже, а пока вспомним еще об одном любопытном факте. Дело в том, что слова chronos и grapho от которых походит название хронографа, обозначают «время» и «писать», что неправильно, так как эта функция лишь измеряет отрезки времени, а не записывает. Поэтому многие специалисты, которые скрупулезно относятся к мелочам, называют данный инструмент хроноскопом. А возникла такая ситуация из-за того, что один часовой мастер француз Рьёссек создал первый хронограф в полном смысле слова, не только измеряющий отрезки времени, а и записывающий результат с помощью чернильной иглы – ставилась точка прямо на циферблате. А уже в 1862 году мир увидел первый хронограф с современными возможностями – Адольф Николь разработал функции пуска, остановки и обнуления.

Начало истории современного хронографа в наручных часах

В 1910 году Гастон Брайтлинг представил миру первый наручный хронограф, прародитель современных экземпляров. И предназначен он был для летчиков, зарождавшейся на то время авиации. Стоит отметить, что авиационная тематика так и закрепилась по сей день за знаменитой швейцарской маркой Breitling. Но в этом хронографе было одно маленькое неудобство, была всего лишь одна кнопка (иногда совмещенная с заводной головкой), которая выполняла все 3 функции (пуск, стоп, обнуление), в 1934 году Брайтлинг в итоге исправил этот нюанс. Ещё один интересный факт, что хронографы с автоподзаводом начали выпускать только почти 50 лет спустя, в 1969 году. Скорее всего, это связано с тем, что очень трудно было поместить все узлы одновременно в ограниченном пространстве корпуса.

 

Внутреннее строение

Есть два варианта механизма хронографа:

  • механизм с колонным колесом – данный тип в современной часовой отрасли считается данью традициям и практически не используется, суть его работы заключается в том, что специальные колонки, которые стоят перпендикулярно зубчатому колесу, создают для него точки опоры или пустот. Рычаг включения, попадая на данные колонки, заставляет вращаться колесо хронографа. Также происходит и принцип его остановки.
  • кулачковый механизм – здесь присутствует специальный кулачок (соединенный между собой верхний и нижний переключатель), и работает он по принципу включения рычагов.

Если говорить о конструкции и как выглядит данная функция в общем виде всего часового механизма, то тут все просто – бывает как изначально встроенная в механизм и являющаяся его неотъемлемой частью, так и модульная система (встроен отдельно после производства самого часового механизма). Первый вариант более эффективно использует пространство внутри корпуса, но более труден и дорогостоящ, также труднее починить в случае поломки. Второй вариант более эффективен и менее затратен. Благодаря модульности возможно даже в кварцевый часовой механизм вставить механический модуль хронографа, согласитесь, очень оригинально.

Нашему глазу хронограф и его работа видна следующим образом. Как правило, на циферблате размещают минутный и часовой аналоговый индикатор, а секундная стрелка часов, при включении хронографа, выполняет роль его секундной стрелки. Иногда секундная стрелка также вынесена на отдельный индикатор. Бывают варианты с ретроградным указателем – очень эстетично выглядит, но малопрактичен – стрелка движется 30 секунд по полукругу, потом возвращается на 0 и если необходимо опять продолжает свою работу.


В чем изначально была польза хронографа

Кончено хронографы стали популярны в спорте, так как позволяли с удобством замерять спортивные результаты. Но было ещё одно важное применение. Они стали широко использоваться в аэронавтике, потому как ранее вся аэронавигация осуществлялась только по часам и компасу, и хронограф пришелся очень кстати. Суть заключалась в том, что самолет должен был лететь в одном направлении определенное время, после сменять коридор и снова пролететь заданное время. Для большего удобства пилотов также была разработана функция fly-back, отсчет времени начинался сразу после обнуления. Решить ещё одну проблему пилота, запоминание времени взлета самолета (важно, чтобы рассчитать время возврата на аэродром до окончания топлива) помогла функция split-seconds (другое название rattrapante). Сплит-хронограф более сложный и сейчас его в основном можно встретить в моделях брендов класса Люкс. Данный тип отличается наличием двух секундных стрелок и дополнительной кнопки (с её помощью останавливают только один из двух отсчетов) и предназначен отсчитывать два отрезка времени, которые начались одновременно, но закончатся раздельно. Остановка такого хронографа происходит с помощью кнопки «запуск».

Современное положение хронографа

В современном мире, хронограф имеет несколько отличное от первоначального положение, сейчас его наличие, скорее эстетическое дополнение к наручным часам, чем востребованная функция. Его аналоговые индикаторы придают некоторой «сложности» любым ходикам, выглядят органично в общей концепции циферблата. Но часовые мастера знают, что хронограф и внутри имеет завораживающий вид, в профессиональной среде его называют «упорядоченный хаос».